Мелкая моторика
🌞РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ СОЛНЦА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
🖐Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем:👉 нервной👉мышечной👉костной, часто в сочетании со зрительной системой.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка, а особенно развития речи.
Поговорим о развитии мелкой моторики у «солнечных» детей – детей с синдромом Дауна - особенности физиологического развития:
-имеются анатомические особенности строения кисти и запястья;
-наблюдается сниженный мышечный тонус;
-присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок;
-часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз";
-имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.
Кроме того, таким деткам сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координированно.
Какие же игры и упражнения эффективны для развития мелкой моторики❓️
Массаж ладоней (полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики); массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев).
Побуждать ребёнка подавать руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока»
Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное).
Разрывание бумаги - это упражнение подходит для детей с 7 месяцев, под контролем взрослого.
Игры на кухне (катать шарики и колбаски из теста, раскатывать скалкой, делать лепёшки и блинчики; совместно со взрослым перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы).
Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы).
Совместные действия с предметами:
〰️️катание шариков в определённом направлении;
〰️перекладывание предметов из одной коробки в другую, складывание предметов в коробку, открывание и закрывание коробок, матрешек;
〰️конструирование из кубиков элементарных построек по подражанию, по образцу и произвольно;
〰️выполнение манипуляций с мелкими деталями (мозаика, пуговица, бусинки);
〰️составление предметных разрезных картинок (из 2-х частей, 3-х, 4-х);
〰️застегивание и расстегивание пуговиц различной формы, величины и цвета;
〰️игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс;
〰️игры с прищепками (из жёлтого плотного картона вырезать круг
〰️солнышко, вначале только снимать прищепки - лучики, которые заранее надели на солнышко, в дальнейшем уже самостоятельно надевает лучики);
〰️игры с игрушечным рулём (нажимать на кнопочки, крутить руль, отрабатывать движения запястья).
Игры с песком (пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки, рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков).
Игры с музыкальными детскими инструментами (погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки).