АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, И КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ?
Следует начать с того, что звуки речи образуются в результате сложного
комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим
различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе
органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка).
ЯЗЫК– ГЛАВНАЯ МЫШЦА ОРГАНОВ РЕЧИ; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие
целенаправленные движения, необходимые для чёткого звукопроизношения.
РЕГУЛЯРНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ПОМОЖЕТ:
✅улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
✅улучшить подвижность артикуляционных органов;
✅укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
✅научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
✅ увеличить амплитуду движений;
✅ уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
✅ подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении
у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом
Также можно воспользоваться небольшим
ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом
к нему.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые навыки закреплялись.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой
ватной палочкой, ручкой, чайной ложкой или просто чистым пальцем).
Далее приводятся примеры артикуляционных упражнений и требования к их
правильному выполнению