Эрготерапия

Эрготерапия - это неотьемлимая часть реабилитации

Цель эрготерапии - максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

  Главная задача эрготерапевта – организовать мероприятия направленные на восстановления физической независимости и повседневной активности клиента.

Эрготерапевт проводит коррекцию навыков пациента  в самообслуживании, продуктивной и рекреационной деятельности, подвижности и передвижении.

Включает:

·         повседневная активность      

·         работа и продуктивная деятельность           

·         досуг

·         личная гигиена

·         одевание

·          прием пищи

·         прием медикаментов

·          функциональное общение

·          мобильность удовлетворение сексуальных потребностей           

·         домашние обязанности

·         забота о других людях

·          получение образования

·          работа (оплачиваемая или волонтерская)   

·         отдых

·         игра

·         хобби

Отличительной чертой эрготерапии является ее междисциплинарность.  

Эрготерапия в качестве лечебного фактора в этой области включает такие мероприятия:

·         торможение и ликвидация патологических движений и поз, улучшение координации, равновесия;

·          преобразование восприятий и ощущений, получаемых через органы чувств (сенсорная интеграция);

·          восстановление нейропсихологических функций: внимания, концентрации, наблюдательности, запоминания и памяти, узнавания предметов и восприятия пространства, времени и лиц;

·         овладение компенсаторными механизмами в целях замещения потерянных или нарушенных функций;

·          тренировка бытовых навыков для развития самостоятельности в плане самообслуживания, быту, профессиональной деятельности;

·          подбор необходимых вспомогательных средств, разъяснение изменений, которые неизбежны в быту, трудовом окружении, а в случае необходимости изготовление и приспособление соответствующих вспомогательных средств

Применяется при лечении детей с ДЦП, взрослых с поражением периферической нервной системы, чаще после травм спинного мозга и инсультов.

Лечение методом эрготерапии в  ортопедии  включает:

·         упражнения на развитие подвижности, мышечной активности, выносливости, силы и улучшение чувствительности;

·         тренировка бытовых навыков в целях сохранения индивидуальной самостоятельности и самообслуживания в области личной гигиены, в быту, на работе;

·         тренировка по поддержанию подвижности суставов;

·         адаптация к ампутационной культе и тренировка хождения на протезах;

·         изготовление специальных шин;

·         консультирование и изготовление соответствующих вспомогательных средств, а также изменение бытового и трудового окружения, подбор вспомогательных приспособлений.

Основными целями эрготерапии в психиатрии являются развитие, улучшение и сохранение:

·         основных психических функций – энергичность, мотивация, выдержка, упорство, выносливость, гибкость и умение самостоятельно планировать свой режим дня;

·         способности к адекватной обработке восприятий и ощущений;

·         соотнесение с реальностью восприятия самого себя и окружающих;

·         поведения в соответствии с ситуацией, социо-эмоциональных способностей и способности к общению;

·         познавательных функций;

·         психической стабильности и уверенности в себе;

·         самостоятельного образа жизни и общей работоспособности

Эффективность занятий эрготерапии:

·         ребёнок приобретает определённые навыки действий;

·         происходит достижение поставленных на занятии целей;

·         ребёнок получает радость, удовлетворенность от занятия;

·         происходит увеличение возможностей кисти при анализе первичной и повторной диагностик.

 

Трудотерапия в контексте эрготерапии это в первую очередь восстановление возможности вернуться к труду.

Почти все авторы, писавшие о трудотерапии, указывают на ее благотворное влияние на психоэмоциональную сферу, в частности «мобилизацию воли», «улучшение настроения», возникновение «психической предпосылки, необходимой для восстановления трудоспособности», «подавление чувства неполноценности», «удовлетворение творчеством», «радость труда» и т. д.

Однако, взгляд на психо-эмоциональное сопровождение новой формы трудовой деятельности инвалида, крайне важен и еще раз доказывает необходимость эрготерапевтического этапа в формировании предпочтений по направлению будущей профессии. Вряд ли, скажем, бывшего летчика, получившего травму шейного отдела спинного мозга, приведет в восторг плетение корзин, моряка — сколачивание ящиков, а балерину — вязание шарфов .

       На современном этапе широкое распространение получили направления эрготерапии связанные с адаптацией к выполнению бытовых функций. В специально оборудованных кабинетах пациент тренируется выполнять навыки по гигиеническим процедурам (ванные, туалеты) с анализом возникающих проблем и их многократным преодолением; по приготовлению себе пищи и связанными с питанием процессами на оборудованных для инвалида кухнях.  На особом месте стоит обучение пользованию компьютером как в целях коммуникации, так и целях организации жизнедеятельности: заказ товаров, оплата счетов, выполнение работы, связанной с работой на компьютере.

 

Логопедические занятия в эргокабинете направлены на:

·         преодоление нарушения протекания процессов нейродинамики;

·         восстановление функции предметного гнозиса;

·         восстановление функции цветового гнозиса;

·         восстановление оптико – пространственной функции;

·         восстановление конструктивной деятельности;

·          восстановление представлений о схеме тела;

·         восстановление функции счета;

·         восстановление функции кинетического праксиса;

·         восстановление функции кинестетического праксиса.

Эрготерапевтические занятия  включают в себя как импрессивную (выполнение инструкций), так и экспрессивную стороны речевой функции. В программу обучения входит словарь, который должен быть усвоен больными в связи с выполнением определенных заданий. Накопленный словарь служит материалом для восстановления у больных фразовой речи.

Таким образом, логопедическая работа, направленная на восстановление речевой и неречевой функций, рассчитана на  использование стимулирующих и растормаживающих моментов, обусловленных спецификой самой формы обучения. Эрготерапевтические занятия позволяют ввести высшую степень наглядности оречевляемого материала (не только картинное изображение, но и сам предмет, который можно взять в руки, ощупать, разобрать на части, собрать и так далее). В результате этого возможно применение обходных компенсаторных методов.