Эрготерапия
Эрготерапия - это неотьемлимая часть реабилитации
Цель эрготерапии - максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.
Главная задача эрготерапевта – организовать мероприятия направленные на восстановления физической независимости и повседневной активности клиента.
Эрготерапевт проводит коррекцию навыков пациента в самообслуживании, продуктивной и рекреационной деятельности, подвижности и передвижении.
Включает:
· повседневная активность
· работа и продуктивная деятельность
· досуг
· личная гигиена
· одевание
· прием пищи
· прием медикаментов
· функциональное общение
· мобильность удовлетворение сексуальных потребностей
· домашние обязанности
· забота о других людях
· получение образования
· работа (оплачиваемая или волонтерская)
· отдых
· игра
· хобби
Отличительной чертой эрготерапии является ее междисциплинарность.
Эрготерапия в качестве лечебного фактора в этой области включает такие мероприятия:
· торможение и ликвидация патологических движений и поз, улучшение координации, равновесия;
· преобразование восприятий и ощущений, получаемых через органы чувств (сенсорная интеграция);
· восстановление нейропсихологических функций: внимания, концентрации, наблюдательности, запоминания и памяти, узнавания предметов и восприятия пространства, времени и лиц;
· овладение компенсаторными механизмами в целях замещения потерянных или нарушенных функций;
· тренировка бытовых навыков для развития самостоятельности в плане самообслуживания, быту, профессиональной деятельности;
· подбор необходимых вспомогательных средств, разъяснение изменений, которые неизбежны в быту, трудовом окружении, а в случае необходимости изготовление и приспособление соответствующих вспомогательных средств
Применяется при лечении детей с ДЦП, взрослых с поражением периферической нервной системы, чаще после травм спинного мозга и инсультов.
Лечение методом эрготерапии в ортопедии включает:
· упражнения на развитие подвижности, мышечной активности, выносливости, силы и улучшение чувствительности;
· тренировка бытовых навыков в целях сохранения индивидуальной самостоятельности и самообслуживания в области личной гигиены, в быту, на работе;
· тренировка по поддержанию подвижности суставов;
· адаптация к ампутационной культе и тренировка хождения на протезах;
· изготовление специальных шин;
· консультирование и изготовление соответствующих вспомогательных средств, а также изменение бытового и трудового окружения, подбор вспомогательных приспособлений.
Основными целями эрготерапии в психиатрии являются развитие, улучшение и сохранение:
· основных психических функций – энергичность, мотивация, выдержка, упорство, выносливость, гибкость и умение самостоятельно планировать свой режим дня;
· способности к адекватной обработке восприятий и ощущений;
· соотнесение с реальностью восприятия самого себя и окружающих;
· поведения в соответствии с ситуацией, социо-эмоциональных способностей и способности к общению;
· познавательных функций;
· психической стабильности и уверенности в себе;
· самостоятельного образа жизни и общей работоспособности
Эффективность занятий эрготерапии:
· ребёнок приобретает определённые навыки действий;
· происходит достижение поставленных на занятии целей;
· ребёнок получает радость, удовлетворенность от занятия;
· происходит увеличение возможностей кисти при анализе первичной и повторной диагностик.
Трудотерапия в контексте эрготерапии это в первую очередь восстановление возможности вернуться к труду.
Почти все авторы, писавшие о трудотерапии, указывают на ее благотворное влияние на психоэмоциональную сферу, в частности «мобилизацию воли», «улучшение настроения», возникновение «психической предпосылки, необходимой для восстановления трудоспособности», «подавление чувства неполноценности», «удовлетворение творчеством», «радость труда» и т. д.
Однако, взгляд на психо-эмоциональное сопровождение новой формы трудовой деятельности инвалида, крайне важен и еще раз доказывает необходимость эрготерапевтического этапа в формировании предпочтений по направлению будущей профессии. Вряд ли, скажем, бывшего летчика, получившего травму шейного отдела спинного мозга, приведет в восторг плетение корзин, моряка — сколачивание ящиков, а балерину — вязание шарфов .
На современном этапе широкое распространение получили направления эрготерапии связанные с адаптацией к выполнению бытовых функций. В специально оборудованных кабинетах пациент тренируется выполнять навыки по гигиеническим процедурам (ванные, туалеты) с анализом возникающих проблем и их многократным преодолением; по приготовлению себе пищи и связанными с питанием процессами на оборудованных для инвалида кухнях. На особом месте стоит обучение пользованию компьютером как в целях коммуникации, так и целях организации жизнедеятельности: заказ товаров, оплата счетов, выполнение работы, связанной с работой на компьютере.
Логопедические занятия в эргокабинете направлены на:
· преодоление нарушения протекания процессов нейродинамики;
· восстановление функции предметного гнозиса;
· восстановление функции цветового гнозиса;
· восстановление оптико – пространственной функции;
· восстановление конструктивной деятельности;
· восстановление представлений о схеме тела;
· восстановление функции счета;
· восстановление функции кинетического праксиса;
· восстановление функции кинестетического праксиса.
Эрготерапевтические занятия включают в себя как импрессивную (выполнение инструкций), так и экспрессивную стороны речевой функции. В программу обучения входит словарь, который должен быть усвоен больными в связи с выполнением определенных заданий. Накопленный словарь служит материалом для восстановления у больных фразовой речи.
Таким образом, логопедическая работа, направленная на восстановление речевой и неречевой функций, рассчитана на использование стимулирующих и растормаживающих моментов, обусловленных спецификой самой формы обучения. Эрготерапевтические занятия позволяют ввести высшую степень наглядности оречевляемого материала (не только картинное изображение, но и сам предмет, который можно взять в руки, ощупать, разобрать на части, собрать и так далее). В результате этого возможно применение обходных компенсаторных методов.