логопедический массаж при дизартрии
Логопедический массаж при дизартрии
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.
М.Е.Хватцев
Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии.
Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Противопоказания к массажу делятся на 3 группы:
1. кожные заболевания
грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания.
2.инфекционные
ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, и др. инфекционные заболевания.
3. стоматологические
любые оперативные вмешательства.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
– стимуляция положительных кинестезии;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения
Основные виды логопедического массажа:
· Классический ручной массаж.
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.
· Точечный массаж.
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
· Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).
Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.
· Самомассаж.
Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционное упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
Самомассаж мышц лица
1. «Рисуем дорожки» Движение пальцев от середины лба к вискам
2. «Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к вискам
3. «Умыли личико» Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж мышщ языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики:
1. « Поглаживание языка губами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. «Покусывание языка зубами» Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
3. « Жуём блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении « Горка»), потом выдвинуть его чуть- чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык.